Платформа эволюции бизнеса

Франчайзинг – бизнес, в котором не проиграешь

Франчайзинг – способ ведения бизнеса, основу которого составляют взаимовыгодные партнерские отношения, возникающие между двумя субъектами экономики, а именно – продавцом (франчайзером) и покупателем (франчайзи). Суть концепции заключена в двухстороннем получении прибыли с минимальным риском для каждого участника.

В роли продавца выступает известный бренд с серьезной репутацией, солидным опытом ведения бизнеса и наработанной клиентской базой. Покупателем является ЧП, небольшая фирма или компания, приобретающая временное право (лицензию) вести деятельность под маркой указанного бренда.

Общее понятие франчайзинга

Исключительная особенность такой бизнес-модели в том, что она работает только для раскрученных марок, продукция которых всегда востребована у потребителей. Ключевым объектом франчайзинга выступает франшиза – совокупность бизнес-обязательств и прав, сопровождающих покупку официальной лицензии на ведение деятельности.

Таким образом, франчайзи не открывают свое дело с нуля, а пользуются уже отлаженной схемой, за что отдают продавцу фиксированную сумму (паушальный взнос). Другими словами, они берут в долгосрочную аренду часть готового раскрученного бизнеса, окупаемость которого давно проверена на практике.

В рамках приобретения франшизы покупатель получает права на использование следующей интеллектуальной собственности:

  • фирменные наименования;
  • патенты на изобретения;
  • производственные ноу-хау;
  • товарные знаки;
  • промышленные образцы;
  • технологии обслуживания.

Законная передача концепции коммерческой деятельности на партнерских условиях – ключевое отличие франчайзинга от экономического плагиата. Компания-организатор не только добровольно сдает в аренду элементы и технологии своего бизнеса, но и активно способствует развитию франчайзи. Взамен обладатели официальных прав перечисляют старшему партнеру часть своего дохода (роялти), тем самым создавая условия для его роста.

Важный момент! Такая форма бизнеса приносит выгоду не только непосредственным участникам, но и способствует общему процветанию страны, включая экономические и социальные аспекты. На местном уровне покупка франшиз решает проблему безработицы и повышает благосостояние населения. На глобальном уровне она дает возможность развивать регионы и повышать инвестиционную привлекательность России для зарубежных партнеров.

Преимущества франчайзинга

Главный бонус франшизы для всех игроков – минимальный риск провала. Полуторавековая история существования франчайзинга подтверждает, что он дает лучшие шансы на открытие успешного дела для новичков и является весьма эффективным для опытных бизнесменов, нацеленных на дальнейший рост. При грамотном планировании выгоду получат все. Основные преимущества заключены в следующем:

  • эффективная, проверенная и прибыльная бизнес-схема;
  • максимально простое администрирование без финансовых рисков;
  • постоянно растущий доход (частично пассивный);
  • быстрое централизованное обучение (семинары, тренинги, курсы);
  • отличная деловая репутация, повышающая лояльность партнеров и потребителей;
  • единый принцип управления, исключающий большинство ошибок.

Недостатки франчайзинга

Несмотря на внушительный список преимуществ, франшиза не застрахована от минусов. В первую очередь они связаны с покупателями, поскольку риски продавцов практически идентичны тем, что могут возникнуть при любых схемах коммерческой деятельности. Покупка франшизы может обернуться для франчайзи такими недостатками, как:

  • необходимость неуклонно следовать концепции, стандартам, правилам;
  • дорогостоящий вход в бизнес, особенно для крупных франшиз;
  • внезапное расторжение контракта (при ликвидации или реорганизации бренда);
  • постоянные отчисления части прибыли (роялти) по условиям договора;
  • снижение спроса на товары или услуги при падении рейтинга бренда.

В определенных случаях недостатком для франчайзера является сложность общего контроля и отчетности. Если филиалы бренда размещены по всему миру, компания-организатор может испытывать трудности с тотальным контролем деятельности каждого младшего партнера.

Некоторый риск заключен в том, что продавец франшизы фактически является бизнес-инкубатором для будущих конкурентов. Наработав опыт, партнерские связи и получив необходимые знания, франчайзи может выйти из сети и открыть свой независимый бизнес под другой маркой.

Краткое заключение

Главная выгода франчайзинга в том, что он в разы сокращает возможность неудачного старта предприятия. По статистике, шансы выжить на рынке в первые пять лет есть только у 15-20% стартапов. В это же время фирмы, созданные по концепции франшизы, максимально защищены от рисков – их доля среди тех, кто уцелел, превышает 80%.

В отличие от типовых схем партнерства, франчайзинг в определенной мере рекламирует себя самостоятельно, ведь потребители уже знают бренд. Даже приехав в другую страну или город, человек купит не новый продукт, а известный товар, которым давно пользуется. Поэтому франчайзинг всегда выгоден для двух сторон: и владельцев торговой марки, получающих паушальные взносы и роялти, и инвесторов, вкладывающих деньги в успешную фирменную концепцию.

В современных условиях желательно иметь персональный сайт или интернет-магазин каждому участнику маркетинговой сети. Технологии портала inStella.ru позволяют создавать такие сайты легко, быстро и без значительных финансовых затрат.

Ищете поставщиков?
Разместите свою заявку.

Мы найдем Вам партнеров по базе предложений.