В условиях жесткой рыночной конкуренции очень сложно открыть и продвигать бизнес под своей маркой. Предпринимательская деятельность требует много времени, сил, знаний и инвестиций. Успех приходит далеко не всегда, а в 85% случаев не наступает никогда. Допустив малейшую ошибку на любом этапе, начинающий предприниматель может потерять все.
Покупка франшизы – отличная альтернатива для тех, кто хочет начать собственный бизнес с нуля. Франчайзинг поможет и накопить первоначальный капитал, и набраться бесценного опыта, которого так не хватает новичкам на старте. Какие плюсы и минусы есть у франшизы, чем она полезна для бизнеса? Разберемся в данной статье.
Что такое франшиза?
Франшиза – бизнес-концепция, позволяющая с нуля открыть свое дело с правом использования товарного знака известного бренда. Проще говоря, это покупка части готового раскрученного бизнеса на правах долгосрочной аренды по лицензионному соглашению (договору).
На практике любой из нас сталкивается с франшизой ежедневно. Мы покупаем продукты в сетевых магазинах, приобретаем брендовую обувь и одежду, посещаем известные фаст-фуды, кофейни, рестораны. Почти все эти коммерческие проекты работают на условиях франшизы.
Во всем мире такая бизнес-модель считается самым быстрым и простым способом развития своего дела. Нет необходимости изобретать что-то гениальное, поскольку есть готовый и раскрученный коммерческий проект, приносящий прибыль. Любые вложения в него гарантированно оправдают себя и позволят хорошо заработать.
О преимуществах
- Проверенная эффективность. Новоиспеченные предприниматели сразу занимают определенную нишу и знают, как добиться успеха. Им не нужно тратить время на разработку коммерческих концепций. Это исключает самый затратный и долгий процесс – продвижение бренда;
- Полная информационная и техническая поддержка. Франчайзер (собственник франшизы) заинтересован в комплексной поддержке предпринимателей, использующих товарный знак его бренда. Всегда гарантированы консультации и грамотная помощь в развитии;
- Минимальная конкуренция. Франчайзерам выгодно, когда в одном регионе работает определенное количество партнеров, охватывающих всю ЦА. Спланированное и четкое разделение рынка позволяет партнерам не соперничать между собой в борьбе за клиента, поскольку в конкуренции нет смысла.
Это далеко не все преимущества подобной бизнес-модели. Для франчайзеров принципиальна важна качественная и постоянная партнерская связь с франчайзи (покупателями франшизы), их процветание и успех. Для этих целей они постоянно проводят обучение, оптимизацию бизнес-процессов и поиск новых поставщиков.
Важный нюанс! Франчайзи не нужно тратиться на рекламные акции, за маркетинг полностью отвечает компания-организатор, формирующая и поддерживающая имидж бренда. И еще, если для успешного старта или развития проекта понадобится кредит, франчайзер станет его поручителем.
О недостатках
- Крупный первоначальный капитал. Размер суммы паушального взноса для входа в бизнес зависит от франчайзера. В любом случае она будет солидной;
- Ограничение самостоятельности. Продавец франшизы всегда жестко контролирует, как франчайзи соблюдает условия договора, особенно на старте бизнеса;
- Закрытый список поставщиков. Обязывает закупать продукцию только у партнеров компании-организатора. Даже если сырье или товары не очень качественные и их стоимость дороже, чем у других поставщиков;
- Расторжение договора в одностороннем порядке. Если старший партнер решает, что франчайзи не соблюдает условия договора, он может единолично приостановить совместную деятельность.
К минусам франшизы также относится возможность внезапной ликвидации компании-организатора. Понятно, что в условиях экономической нестабильности никто не застрахован от банкротства. Если годами отработанная франчайзерная схема не выдерживает кризиса, старшему партнеру проще ее закрыть или реорганизовать.
Весомым недостатком можно назвать и условие об отсутствии конкуренции. Подразумевает официальный запрет на партнерское сотрудничество по франшизе с другими торговыми марками, иногда даже после расторжения сделки. Это становится большой проблемой для тех бизнесменов, которые хотят набраться опыта и все-таки открыть свое дело.
Как выбрать франшизу
В первую очередь следует определиться с сегментом. Сегодня существует множество возможностей открыть свой бизнес в любой сфере. Вам в помощь в интернет. Зайдите на информационно-поисковый портал INSTELLA.RU и внимательно изучите экономические порталы, справочники предприятий, организаций и компаний, работающих в интересующих вас регионах.
Выберите направление, которым хотите заниматься. Не ориентируйтесь на новомодные тенденции: они часто оказываются провальными и легко уходят с рынка. Руководствуйтесь успешным опытом европейских и российских франчайзеров, в котором лидируют франшизы по продаже оборудования и стройматериалов, одежды и обуви, товаров для детей и бытовой техники.
Установите партнерскую связь с производителем или брендом, с которым хотите сотрудничать и действуйте. Обязательно проверьте всю информацию и пообщайтесь с другими представителями, работающими с данным франчайзером. Перед заключением договора (соглашения) о покупке франшизы проконсультируйтесь с профессиональным брокером или юристом, работающим в сферах малого и среднего бизнеса.
В рамках информационного обеспечения партнеров франчайзер может создавать для них бесплатные постоянно обновляемые сайты со своим каталогом товаров или услуг. Технологии портала inStella.ru позволяют сделать это всего за несколько минут.